Этот наболевший вопрос задают многие родители. И, действительно, на то есть веские причины. Ведь очень важно научить ребёнка правильному отношению к деньгам, и не только потому, что это вопрос вечных капризов и непонимания. Не научив ребёнка вовремя здоровому взгляду на деньги, мы очень сильно рискуем, ведь может случиться так, что наши дети в будущем попросту будут транжирами и вечными должниками, а не успешными и состоятельными людьми, как хотелось бы нам и в первую очередь им самим.

Поэтому давайте прямо сейчас разберёмся с этим вопросом:

Почему же все-таки дети не ценят деньги?

Они не знают, что это такое, они не знают, сколько усилий нужно вложить для приобретения новой игрушки, нового платья или костюма. Им никто об этом не рассказал, и они принимают все, что им достается как должное. У детей иногда до зрелого возраста сохраняется мнение, что кормить, одевать и делать на праздники подарки — это само собой разумеющаяся обязанность родителей. Они очень удивляются, что взрослые не дают им денег или не покупают то, что они просят. Ведь это происходит, по их мнению, не так уж и часто.

Ребенок начинает ценить вещи и деньги тогда, когда для их получения он потратил определенную энергию, вложил определенные усилия, когда он совершал хоть какие-то действия. Конечно, это не значит, что ребенок сам должен зарабатывать на все свои потребности. И все же, когда мы учим ребенка желать, хотеть и прилагать для этого целесообразные усилия, доступные его возрасту, его отношение к полученному от взрослых кардинально меняется, потому что теперь в этом есть и его вклад, его труд, его энергия.

Один из способов повысить значимость и ценность денег в глазах ребенка – привлекать его самого к совместному планированию бюджета семьи. Пусть он знает и видит, что часть всех заработанных денег идет на питание, одежду, оплату квартиры, отпуск.

И если после распределения денег не остается ничего на удовольствия и развлечения, поинтересуйтесь у ребенка, что он готов сделать, чтобы эти деньги появились? Меньше кушать, жить в подъезде или ночью не ходить в туалет, экономя электроэнергию?

Пусть ребенок подумает, что нужно предпринять в таком случае? Как соотнести свои желания с возможностями, как правильно спланировать расходы, учитывая доходы своей семьи.

Второй способ изменить отношение ребенка к деньгам – начать давать ему карманные деньги. Главное здесь – заранее обговорить условия, предоставить выбор своему ребенку. Обсудить с ребенком, что он может покупать все, кроме сигарет, пива и других неположенных вещей. А в конце недели должен составить отчет о том, сколько денег он получил и сколько куда потратил. Если есть отчет за неделю, выдаем деньги на следующую неделю, нет отчета – нет денег. Или можно предложить другой вариант. Договориться с ребенком о том, что свои карманные деньги он вправе тратить по своему усмотрению, но если он сможет часть денег сэкономить, то Вы к концу недели добавите ему 50% от этой суммы. А ваш ребенок сможет таким образом научиться копить деньги на какое-то свое большое желание. У него появится выбор: сэкономить и приумножить или истратить сейчас свои карманные деньги. Объясните, что если он не смог сэкономить, ничего страшного, просто достижение его цели отодвигается на неопределенный срок. Пусть ребенок сам решает, что для него важнее.

Главное дать ребенку почувствовать, что это он ответственен за то, как ему распоряжаться своими карманными деньгами. Ведь карманные деньги – это не зарплата и не способ поощрения и наказания, а инструмент, помогающий научить ребенка распоряжаться своими финансами. Дети учатся планировать и экономить. Если ребенок потратил всю выданную сумму сразу, обсудите вместе, почему так получилось, что он не учел. Объясните, как стоило себя вести или как сделали бы вы и почему именно так. Посочувствуйте, но никогда не предлагайте финансовую компенсацию.

Ребенок-школьник уже может понять, что финансовый успех определяется не количеством денег, которыми владеет человек, а тем, как эффективно он ими распоряжается.

В первую очередь, для того, чтобы разумно распоряжаться деньгами, необходимо их сберегать – это понимают немногие взрослые люди. Но собственные ошибки не должны мешать родителям подготовить к жизни детей. Если мы хотим помочь своим детям, а в конечном счете, возможно, и самим себе, овладеть дисциплиной сбережения, накопления и приумножения денег, мы должны полностью изменить наши подходы к сбережениям и отказаться от инерции мышления в этом вопросе.

Мы живем в условиях развивающейся рыночной экономики. Наша задача по отношению к детям — научить их ценить, любить и уважать деньги. Если ребенок с малых лет придет к пониманию, что деньги не самоцель, а награда за действия, за внутренние изменения, за личностный рост, если ваш малыш будет воспринимать деньги как инструмент для достижения своих желаний, он захочет научиться грамотно пользоваться этим инструментом. Он научится по-настоящему ценить деньги и все то, что на них покупается, поскольку поймет, что для их получения нужно потрудиться. И труд этот очень серьезный, поскольку трудиться придется над собой. И трудиться всю оставшуюся жизнь.