В современном, быстро меняющемся динамичном мире, существуют свои правила. Социальные видоизменения, которые происходят на сегодняшний день в обществе, ведут к разрушению традиционных, уже устоявшихся стереотипов женского и мужского поведения. Демократизация половых отношений вызвала смешение половых ролей, омужествление прекрасного женского пола и феминизацию мужчин. Опираясь на данные многочисленных исследований, учёные сошлись во мнении, что на сегодняшний день нельзя ориентироваться на биологический пол, и поэтому посчитали необходимым ввести использования междисциплинарного термина «гендер» (в переводе с англ. языка означает «род»), который подразумевает под собой социальный пол или пол, как результат культуры. Как следствие, мы обладаем возможностью рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек не как изначальную от рождения действительность, а как явление, которое выработалось в результате комплексной взаимосвязи соответствующей социализации и природных задатков, ввиду индивидуальных характеристик каждого конкретного индивида.
Воспитать ребёнка, учитывая его гендерные особенности, очень сложно, но посильно.
В возрасте от трёх до семи лет у детей складывается гендерная идентичность. В процессе роста ребёнку становиться понятно, что пол не меняется: девочки становятся женщинами, а мальчики, соответственно, – мужчинами. И эта принадлежность к полу, в различных ситуациях или от каких-либо личных желаний ребёнка, никак не может измениться.
Психологи, физиологи, нейропсихологи и педагоги пришли к выводу, что формирование половой идентичности обусловлено социокультурными нормами и, в первую очередь, зависит от детско-родительских отношений, а точнее от отношения родителей к ребёнку, характера установок родителей, их привязанности к ребёнку и, наоборот, привязанности ребёнка к родителю, а также воспитания в учреждениях дошкольного типа.
Роль гендерного воспитания детей в современном обществе
В девяностые годы прошедшего века специалисты порядка трёх областей – медицинской, психологической и социальной, подняли тревогу. Было выяснено, что жизнь практически не всех бизнес-леди так прекрасна, как иллюстрировалось в голливудских фильмах: многие женщины имели депрессии, страдали неврозами, что влекло за собой сбои в менструальном цикле. Не совсем благоприятным являлось и состояние здоровья женщин, которые в своё время отказались от материнства в пользу карьеры – как выяснилось, формирование гормональной и нервной системы женщины заканчивается лишь с рождением дитя.
Также обстояли дела и у мужчин, которые излишне культивировали своё женское начало – у них начинались постоянные проблемы с детьми, которые не желали воспринимать их в качестве авторитета. Вместе с тем, подобного рода проблемы проецировались и на отношения в социуме – подростки, не познавшие в семье «отцовской руки», оказывались иногда совсем неуправляемы и вне её. Неуважение к закону, анархические взгляды – это всего лишь некоторые последствия изменения отцовской роли в воспитании ребёнка.
И почему же тогда мама не взяла на себя роль мужчины в доме и не стала авторитетом в семье? – может возникнуть закономерный вопрос. Конечно же, мама и многие мамы до сих пор пытаются это сделать. Однако проблема состоит в том, что существует обусловленное распределение ролей – «воспитывающий, строгий отец» и «всепрощающая, ласковая мама», которое складывалось в течение тысячелетий и заложено в культуре Запада уже на ступени архетипов: мифы, сказки, изобразительное искусство – всё показывает и передаёт именно такую схему взаимоотношений между членами семьи. Поэтому ребёнок, получающий ещё с раннего детства именно такое представление о семье, подсознательно не может поставить папу на место мамы (и наоборот).
Свой вклад в опровержение представлений о гендерной схожести внесли и многие исследования. Например, можно отметить, что в книге «Развитие ребёнка и его взаимоотношений с окружающими», написанной под руководством американских психологов и педагогов, описан один интересный эксперимент: детей возрастом одного года, мальчиков и девочек, отделили от своих мам барьером. В итоге девочки останавливались около барьера и начинали плакать, а мальчики стремились обойти его, дабы попасть к мамам. Или вот ещё один эксперимент, проведённый в 2010 году – детям различных полов в возрасте от шести месяцев до трёх лет предлагали игрушки на выбор – «типично девочковых» (мишек, куколок) или «типично мальчиковых». И даже в самой младшей возрастной группе (дети до четырнадцати месяцев) девочки без сомнений предпочитали кукол, а выбор мальчиков падал на машинки.
Выходит, что природные психологические различия между девочками и мальчиками имеются – они по-разному выстраивают отношения с окружающими, по-разному воспринимают информацию. Это значит, что надо вернуться к половому воспитанию детей?
Безусловно, определённого ответа на данный вопрос не существует – все семьи, а, следовательно и дети, уникальны. Однако если в будущем вы хотите получить счастливую и гармоничную личность – то путь к этому достаточно прост: меньше ограничений и опасений. Другими словами, если мальчику захочется поиграть на скрипке или заняться живописью, не нужно ломать его и стараться вырастить ещё одного Чака Норриса.